Проверка товара 

Основание проведения проверки качества товара:

В соответствии со статьей 21 Закона о защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП), в случае получения претензии покупателя в отношении ненадлежащего качества товара, продавец вправе организовать проверку качества товара. 

При этом, если возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец проводит экспертизу за свой счет, так как именно он стремиться подтвердить факт того, что недостатки возникли вследствие нарушения покупателем правил использования, хранения или транспортировки. 

!Важно: Если продавец самостоятельно проводит проверку, то он должен известить покупателя о дате, времени и месте ее проверки, чтобы он мог присутствовать. Нельзя препятствовать присутствию покупателя на проверке, так как это право ему дано ЗоЗПП. 

Проверка качества может быть организована также по инициативе покупателя в случае, если гарантийный срок на товар истек, но еще не истекли 2 года с момента приобретения товара и покупатель должен доказать, что недостатки возникли по вине продавца. 

Срок проведения проверки: 

Срок на проведение проверки будет напрямую зависеть от требования покупателя: 

  • Если покупатель требует ремонта товара/устранить его недостатки, то срок должен быть минимальный, объективно необходимый срок. Если срок был зафиксирован в договоре купли-продажи, то он не может превышать 45 дней. (ст. 20 ЗоЗПП) 
  • Если покупатель требует замены товара, то срок на проведение экспертизы - 20 дней (ст.21 ЗоЗПП) 
  • Если покупатель требует соразмерного снижения цены, возмещения расходов, возврата денег, то срок на проведение экспертизы – 10 дней (ст. 22 ЗоЗПП)

Результаты проверки: 

Если в результате проверки будет установлено, что недостатки товара возникли по вине покупателя или в связи с обстоятельствами, за которые не отвечает продавец, то потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, хранение и транспортировку товара. 

А в случае, если экспертиза товара установит, что недостатки возникли по вине продавца, то он обязан отвечать, в соответствии с законодательством, за недостатки товара. 

Возможные вопросы: 

  • У нас нет гарантийного срока на товар, но покупатель пришел и требует вернуть деньги? 

В случае, если экспертиза докажет, что недостатки товара возникли до передали товара потребителю или по причинам, которые возникли до момента передачи товара, то продавец будет отвечать за недостатки товара. 

При этом здесь важную роль будет играть срок, в который к вам пришел покупатель, он должен предъявить требования в пределах 2 лет со дня передачи потребителю (по общему правилу). Иными словами, если товар был куплен в 2021 году, а покупатель предъявил вам требования в отношении некачественного товара в 2024, то здесь ничего возвращать/обменивать не придется.