Организаторы распространения информации: критерии признания, обязанности, ответственность

  1. Кто такие организаторы распространения информации? 

Термин «организатор распространения информации» (далее – «ОРИ») появился в Законе об информации в 2014 году. Тогда была введена статья 10.1 об обязанностях ОРИ: 

организатор распространения информации — это лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». 

Иными словами, «ОРИ» – владелец сайта,  который обрабатывает какие-либо сообщения пользователей. При этом регуляторы относят к сообщениям пользователей не только сообщения друг другу, но и сообщения в адрес администрации сайта, например системы обратной связи и комментирования. 

Такой подход говорит о том, что любой сервис, который имеет какие угодно механизмы сбора и/или передачи информации от пользователей к другим пользователям и/или к администрации сайта, потенциально может быть признан ОРИ.

  1. Кто может быть признан ОРИ?

Изначально в Реестр ОРИ включали крупные сервисы, на которых пользователи могли общаться между собой: социальные сети, сервисы знакомств, форумы и пр. Так, одними из первых ОРИ были признаны ВКонтакте, Мейл.ру, Яндекс и Habr.

Поэтому, в первую очередь, в зоне риска находятся сервисы, на которых пользователи могут общаться между собой:

  • Сервисы поиска работы и подбора персонала – например, в Реестр ОРИ включены «HeadHunter» (https://hh.ru/) и сайт для поиска специалистов для оказания услуг и выполнения работ «Профи.ру» (https://profi.ru/);
  • Сервисы электронной почты – например, в Реестр ОРИ внесены компании StartMail B.V. (www.startmail.com) и Рамблер (www.mail.rambler.ru);
  • Сервисы для оставления отзывов – в Реестре ОРИ находится еще один сервис Рамблер с комментариями пользователей (www.comments.rambler.ru).

С учетом расширенного подхода к определению ОРИ, в Реестр ОРИ могут попасть и иные сайты без функции обмена сообщениями между пользователями, но с возможностью обращаться к администрации сайта и/или оставлять обратную связь. Так, сейчас в Реестр ОРИ включены:

Указанные сайты объединяет то, что они предоставляют пользователям возможность:

  • Оставлять комментарии, отзывы;
  • Заполнять специальные формы для записи на прием к специалисту;
  • Направлять обращения посредством формы обратной связи;
  • Направлять иные сообщения в адрес администрации сайта.
  1. Обязанности ОРИ

Включение в реестр ОРИ налагает на владельца сайта следующие обязанности:

  • Включиться в реестр организаторов распространения информации Роскомнадзора;
  • Хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки или обработки всех электронных сообщений пользователей (включая тексты, голосовые сообщения, видео и т.д.), а также о самих пользователях в течение 1 года; 
  • Хранить текстовые сообщения пользователей, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения в течение 6 месяцев с их отправки;
  • Разработать программу взаимодействия с ФСБ, назначить ответственного сотрудника и установить оборудование для удаленного доступа ФСБ к информации о пользователях сайта и их действиях;
  • Предоставлять ФСБ информацию о пользователях и электронных сообщениях; предоставлять ФСБ информацию для декодирования электронных сообщений, если на сайте используется дополнительное кодирование. 
  1. Риски

Невыполнение обязанностей организатора распространения информации влечет риски: 

  • Блокировки сайта 
  • Административного штрафа.

Размеры административных штрафов установлены ст. 13.31 КоАП РФ. 

  • За невключение в реестр организаторов распространения информации: 

– за нарушение впервые: для юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.; для граждан – от 1000 до 3000 руб., для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.;

– за повторное нарушение: для юридических лиц – от 500 000 до 1 млн руб.; для граждан – от 5 000 до 10 000 руб.; для должностных лиц – от 50 000 до 100 000 руб.;

  • За неисполнение обязанностей по хранению и предоставлению информации ФСБ: 

– за нарушение впервые: для юридических лиц - от 800 000 до 1 млн. руб; для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 руб., для граждан – от 3 000 до 5 000 руб.;

– за повторное нарушение: для юридических лиц - от 2 млн до 6 млн руб.; для граждан - от 15 000 до 30 000 руб.; для должностных лиц: от 100 000 до 500 000 руб.

  • За отказ устанавливать специальное оборудование: 

  за нарушение впервые: для граждан - от 3 000 до 5 000 руб.; для должностных лиц - от 30 000 до 50 000 руб.; для юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей; 

– за повторное нарушение: для граждан - от 15 000 до 30 000 руб.; для должностных лиц - от 100 000 до 500 000 руб.; для юридических лиц - от 2 млн до 6 млн рублей. 

  1. Процедура включения в реестр ОРИ

Включение в Реестр ОРИ может осуществляться: 

  • В добровольном порядке – по заявлению владельца сайта; 
  • В принудительном порядке – в случае получения уведомления от Роскомнадзора о необходимости включиться в Реестр владелец сайта должен это сделать в течение 10 дней. 

Исключение из Реестра предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 №1824 возможно в случаях:

  • прекращения деятельности ОРИ / смерти ОРИ;
  • передачи прав на сайт / прекращения деятельности по администрированию сайта.

NB! Правила не содержат возможности исключения из Реестра при отпадении критериев признания ОРИ (например, отключение комментариев, удаление форм для обратной связи и т.д.). Однако в практике есть случаи, когда компанию полностью исключили из Реестра ОРИ при прекращении действия функционала по приему и обмену сообщениями, размещенным на информационном ресурсе.

  1. Перспективы ужесточения регулирования 

В ближайшее время обязанности ОРИ могут существенно расшириться – в начале октября этого года ФСБ предложила обязать ОРИ хранить не только электронные сообщения пользователей, но и данные об их геолокации и средствах платежа. Эта инициатива расширяет перечень компаний, попадающих в зону риска, – это все компании, чьи сайты собирают геолокационные данные и сведения о платежных средствах. В этот перечень могут войти:

  • Сайты бронирования, покупки билетов (поисковики авиабилетов, агрегаторы концертных билетов и пр.);
  • Сайты логистических компаний и сервисов доставки;
  • Сайты фитнес-клубов, салонов красоты, иных центров услуг;
  • Сервисы аренды автомобилей и каршеринга и др.