- checker
Организаторы распространения информации: критерии признания, обязанности, ответственность
Термин «организатор распространения информации» (далее – «ОРИ») появился в Законе об информации в 2014 году. Тогда была введена статья 10.1 об обязанностях ОРИ:
организатор распространения информации — это лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».
Иными словами, «ОРИ» – владелец сайта, который обрабатывает какие-либо сообщения пользователей. При этом регуляторы относят к сообщениям пользователей не только сообщения друг другу, но и сообщения в адрес администрации сайта, например системы обратной связи и комментирования.
Такой подход говорит о том, что любой сервис, который имеет какие угодно механизмы сбора и/или передачи информации от пользователей к другим пользователям и/или к администрации сайта, потенциально может быть признан ОРИ.
Изначально в Реестр ОРИ включали крупные сервисы, на которых пользователи могли общаться между собой: социальные сети, сервисы знакомств, форумы и пр. Так, одними из первых ОРИ были признаны ВКонтакте, Мейл.ру, Яндекс и Habr.
Поэтому, в первую очередь, в зоне риска находятся сервисы, на которых пользователи могут общаться между собой:
С учетом расширенного подхода к определению ОРИ, в Реестр ОРИ могут попасть и иные сайты без функции обмена сообщениями между пользователями, но с возможностью обращаться к администрации сайта и/или оставлять обратную связь. Так, сейчас в Реестр ОРИ включены:
Указанные сайты объединяет то, что они предоставляют пользователям возможность:
Включение в реестр ОРИ налагает на владельца сайта следующие обязанности:
Невыполнение обязанностей организатора распространения информации влечет риски:
Размеры административных штрафов установлены ст. 13.31 КоАП РФ.
– за нарушение впервые: для юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.; для граждан – от 1000 до 3000 руб., для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.;
– за повторное нарушение: для юридических лиц – от 500 000 до 1 млн руб.; для граждан – от 5 000 до 10 000 руб.; для должностных лиц – от 50 000 до 100 000 руб.;
– за нарушение впервые: для юридических лиц - от 800 000 до 1 млн. руб; для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 руб., для граждан – от 3 000 до 5 000 руб.;
– за повторное нарушение: для юридических лиц - от 2 млн до 6 млн руб.; для граждан - от 15 000 до 30 000 руб.; для должностных лиц: от 100 000 до 500 000 руб.
– за нарушение впервые: для граждан - от 3 000 до 5 000 руб.; для должностных лиц - от 30 000 до 50 000 руб.; для юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей;
– за повторное нарушение: для граждан - от 15 000 до 30 000 руб.; для должностных лиц - от 100 000 до 500 000 руб.; для юридических лиц - от 2 млн до 6 млн рублей.
Включение в Реестр ОРИ может осуществляться:
Исключение из Реестра предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 №1824 возможно в случаях:
NB! Правила не содержат возможности исключения из Реестра при отпадении критериев признания ОРИ (например, отключение комментариев, удаление форм для обратной связи и т.д.). Однако в практике есть случаи, когда компанию полностью исключили из Реестра ОРИ при прекращении действия функционала по приему и обмену сообщениями, размещенным на информационном ресурсе.
В ближайшее время обязанности ОРИ могут существенно расшириться – в начале октября этого года ФСБ предложила обязать ОРИ хранить не только электронные сообщения пользователей, но и данные об их геолокации и средствах платежа. Эта инициатива расширяет перечень компаний, попадающих в зону риска, – это все компании, чьи сайты собирают геолокационные данные и сведения о платежных средствах. В этот перечень могут войти:
- checker
© ООО "Электронный чекер", 2025